Летать - Яна ([info]katastrofi4eski) wrote,
@ 2005-06-28 19:09:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current mood: tired

Рассказ от первого лица

В девятом классе, вернувшись из заграницы и потеряв половину школьного года, я была отстающей. Геометрия пугала, история вгоняла в ступор. Мне вообще никогда как-то не везло с цифрами - ни с датами, ни с вычислениями. Но больше всего в ужас от меня приходила учительница русского и литературы.
Евдокия Александровна была ужасом нашего разбитного 9-го "А". Через нее, как через пытку каленым железом, должны были пройти все классы, вне зависимости от уклона. Учителя поговаривали за глаза, что Евдокия Александровна не знала больше никакой программы по литературе, кроме как девятиклассной. На самом деле это было не совсем так. Просто она обожала Пушкина, которого школьники проходят именно тогда.
Она носила рыжий парик. И ей было восемьдесят с лишним лет.

Первое время она подходила ко мне, запрокидывала голову и заглядывая в глаза спрашивала хриплым голосом: "Ты как, догоняешь?". У меня было впечателение, что я, как неудачливый марафонец, бегу за толпой и никак не могу сделать последний рывок. Поэтому я в гордом одиночестве сидела за последней партой у окна, смотрела в небо и писала грустные стихи. В тот момент у меня как раз приключился второй заскок Есениным - и пока я штудировала толстенный том воспоминаний о поэте, Евдокия Александровна толковала что-то о Грибоедове и Гоголе, прекрасно понимая, что никто не будет их читать и никогда не узнает, если она сама не расскажет.

И тут как раз приключился юбилей Пушкина. Мы сразу поняли, что Евдокия Александровна ждала этого события последние пятьдесят лет и готовилась обстоятельно.
- Стоять! - приказала она, удерживая одной рукой парик, а другой постукивая по журналу. Шпана класса, чувствуя подвох, пыталась незаметно выскользнуть за дверь.
- В юбилейном концерте участвовать будут все. Я сказала все.
Мне не хотелось участвовать в юбилее. Мне вообще не нравился Пушкин. Я хотела сидеть на своей задней парте, читать про Есенина и по ночам пописывать стихи. Но она почему-то думала иначе.
- Если ты, - хрипела учительница, - сейчас хорошо прочтешь отрывок, я дам тебе выступать со вступлением. Вступление это - о! Ты должна будешь открыть зрителям глаза на происходящее. С тобой они начнут знакомство с Пушкиным! От тебя узнают о жизни поэта!
Я читала отрывок ужасно. Я запиналась, делала ненужные паузы и всячески показывала, как я не умею выступать на сцене. К тому же - я была отстающая.
Евдокия Александровна качала головой, горестно придерживала парик, но у нее уже все было решено.

Когда начались репетиции, я стала ее ненавидеть. Она заставляла читать медленно. Очень медленно. По три предложения в минуту, какими бы они ни были. Я же, стоя на сцене и глядя в потолок, стремилась как можно скорее оттараторить текст.
- Не верю! - сверкая глазами, кричала она снизу и энергично жестикулировала, что должно было ясно обозначать ее неверие. - Еще раз! Медленно!
Я тараторила. На потолке было три желтых пятна от дождя. Я надеялась, что она передумает и отдаст вступление кому-нибудь другому. Вместо этого она выгнла меня из зала и заставила репетировать в коридоре наедине с собой. "Хоть раз прочти текст!". То, что я его уже знаю наизусть не имело значения.
- Другое дело! - радовалась она после и ставила плюсик в своей особой тетрадке.

Когда я выступала перед зрителями, то, конечно, забыла текст. Пропустила кусок и читала дальше. Да, на концерте я тараторила так, как мне всегда хотелось.
И еще я боялась смотреть в первый ряд, где сидела она. Но когда все же посмотрела, то меньше всего ожидала увидеть улыбку..

Мы с ней еще громко ругались потом в классе, когда в сочинении про войну я использовала цитаты из того же Есенина: она обозвала его алкоголиком, а его стихотворения - бездарностью. Я хлопнула дверью и ушла.
Мы оказались ее последним классом. В этом же году от рака скончалась ее дочь и Евдокия Александровна переехала в Москву к внукам.

Сейчас она пишет книгу о войне. А может быть, уже дописала.
Я же часто думаю - если б я прислушивалась к замечаниям, то плюсики мне ставили бы гораздо чаще. Но вместо этого у меня сейчас только бумажные крылья. И больше никто не завтавляет меня выступать. Хотя так хочется..




(49 comments) - (Post a new comment)


[info]solnishko777
2005-06-28 03:09 pm UTC (link)
Очень хорошо написано. Где ты берешь сюжеты?

(Reply to this) (Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-28 03:31 pm UTC (link)
Из жизни :)
Этот - про меня. Ни слова выдумки тут нет. Я хотела еще написать, как я к ней в класс котеночка принесла.. но лучше в другой раз, Пушкина хватит! )

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elo4ka
2005-06-28 03:50 pm UTC (link)
Надо было больше, больше Вас гонять! - тогда бы не было этих "координально"...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-28 04:40 pm UTC (link)
Каких именно "координально"? :)
Это уже по прошествии лет кажется, что надо больше. А тогда ощущалось, что и так выше крыши всего. До сих пор лежит дома огромная тетрадь со стихами (в основном - почерканными, конечно). Наверное, просто школьные годы всегда так вспоминаются.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elo4ka
2005-06-28 05:26 pm UTC (link)
Да кардинально надо, кардинально. Координаты тут ни при чём:-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bromozel
2005-06-28 07:58 pm UTC (link)
Координально - любимое слово.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elo4ka
2005-06-30 08:19 am UTC (link)
В свою очередь, выделяются минимум два подвида данного состояния: абсциссно и ординатно.

(Reply to this) (Parent)


[info]katastrofi4eski
2005-06-29 05:48 am UTC (link)
Увы, момент упущен :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elo4ka
2005-06-30 08:18 am UTC (link)
Катастрофически.

(Reply to this) (Parent)

Нет, я не против, но...
[info]p_j_fry
2005-06-30 04:53 am UTC (link)
Кто тогда при чём? Кардиналы?:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elo4ka
2005-06-30 08:18 am UTC (link)
Ага, Ришелье.

(Reply to this) (Parent)


[info]bromozel
2005-06-28 07:58 pm UTC (link)
Вот, я так и знал!
Очень хороший текст.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-29 05:48 am UTC (link)
Спасибо :)
Как Вас зовут? А то столько читаем друг друга, а я даже имени не знаю, неудобно как-то :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bromozel
2005-06-29 06:08 am UTC (link)
Илья

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-29 07:12 am UTC (link)
ОЧень приятно, Яна.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bromozel
2005-06-29 10:06 am UTC (link)
А я вот откуда-то знаю Ваше имя.

Вообще мне (да и Липке) очень хотелось бы познакомиться с Вами. Вы в Питер не собираетесь?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-29 03:57 pm UTC (link)
По-моему, имя прописано у меня в юзеринфо :)
Я бы тоже хотела познакомиться с вами обоими- такое ощущение, что я знаю вас очень-очень долго. В Питер мы не собираемся - дорого обходится дорога и проживание, хотя у меня там обе лучших подруги. Но в августе едем на Черное море, а потом в Самару. Может, и Вы где-нибудь поблизости окажетесь? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bromozel
2005-06-30 09:35 am UTC (link)
Вряд ли. В последнее время мы дальше Москвы не выбираемся. С другой стороны, в Москву мы легко можем сорваться, так что если будете там даже проездом - мы легко туда приедем.

(Reply to this) (Parent)


[info]lapushka1
2005-06-28 03:53 pm UTC (link)
Да ,так и есть, вспоминаются почему-то самые строгие, самые нелюбимые, самые лучшие :)

(Reply to this) (Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-28 04:42 pm UTC (link)
Мне трудно сказать, была ли она нелюбима. Скорее, своеобразна очень. Тогда у меня была голова занята другим - многочасовыми перелетами, одиночеством.
А расскажите Вы тоже о своих нелюбимых, а? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lapushka1
2005-06-28 05:03 pm UTC (link)
Мне так не суметь :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-28 05:08 pm UTC (link)
Глупости :) Вы как раз-таки сумеете.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lapushka1
2005-06-28 05:22 pm UTC (link)
Если напишу когда-нибудь, Вам покажу первой :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-29 05:46 am UTC (link)
Буду ждать, спасибо :)

(Reply to this) (Parent)


[info]chasti4ka_menya
2005-06-28 04:26 pm UTC (link)
Прекрасно написано, так реально окрашено, взвешены чувства по прошествии лет ...

спасибо, понравилось, очень ))

(Reply to this) (Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-28 04:43 pm UTC (link)
И Вам большое..
Вы читали рассказик "Возвращение к пройденному" Дианы Рубиной?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]chasti4ka_menya
2005-06-28 06:14 pm UTC (link)
увы.
дома нет, в инете не нашла ...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-29 05:46 am UTC (link)
Простите, опечаталась я. Дина Рубина, не Диана. Вчера я сама искала ее в Нете, нашла сайт (если не ошибаюсь, dinarubina.com), но этого рассказа там тоже нет. Он старый, еще в "Юности" печатался. Впрочем, скачала несколько текстов и всю ночь читала - так замечательно она пишет, просто слов нет. Если Вам нравятся тексты для юношества, то почитайте на досуге - получите большое удовольствие :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]chasti4ka_menya
2005-06-29 07:26 am UTC (link)
Зайду по ссылочке, спасибо :))

(Reply to this) (Parent)


[info]soloshape
2005-06-28 05:17 pm UTC (link)
Но вместо этого у меня сейчас только бумажные крылья. И больше никто не завтавляет меня выступать. Хотя так хочется..


уф. Янк.
ну как всегда. просто нет слов. нет слов.
тебе..тебе тоже надо книжку..да..пиши книгу...собери всё и сделай книгу рассказов..

(Reply to this) (Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-29 05:43 am UTC (link)
Спасибо, солнц. Тебе полагается отдельный экземпляр за моральную поддержку и подбадривание. ТАк что не забудь напомнить - с меня причитается! :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]soloshape
2005-06-29 08:10 am UTC (link)
:-))

(Reply to this) (Parent)


[info]venichek
2005-06-28 07:03 pm UTC (link)
А у нас в 9 классе литературу вел директор школы. Крупный дядька похожий на Брежнева. Абсолютно не понимаю, почему он выбрал специальностью литературу. Не помню ни одной интонации, которая говорила бы о вкусе и предпочтениях. А у меня тетя тоже была учителем литературы (которую знала и любила), но к тому времени уже вышла на пенсию. Она меня снабдила методическими книгами, по которым педагоги готовились к урокам и я убедилась, что пан директор шпарит по ней практически дословно. Представляете степень моей наглости, если я, сидя за второй партой, держала эту книгу на виду и чуть ли не пальцем по ней следила. Но его наглость моей не уступила - после звонка он мне так дружелюбно сказал: Я Вам не советую готовиться по этой книге, она слабая.(!!!)

(Reply to this) (Thread)


[info]elo4ka
2005-06-28 07:13 pm UTC (link)
Это не "наглость", это - "поставить на место".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]venichek
2005-06-28 07:30 pm UTC (link)
Ну да! Девятиклассница - директора. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elo4ka
2005-06-30 08:24 am UTC (link)
Ага, наоборот.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]venichek
2005-06-30 08:27 am UTC (link)
;)

(Reply to this) (Parent)


[info]katastrofi4eski
2005-06-29 05:42 am UTC (link)
О, совершенно замечательный мужик был этот ваш преподаватель! Шутник.
Мне кажется иногда, что большинство людей считают литературу самым легким из предметов (может быть, он именно поэтому ее и выбрал). Не спорю, в ней нет ужаса высшмата, например, или зубредки георгафии.. Но зато в ней невыносимая грусть какая-то. Трагичность.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]elo4ka
2005-06-30 08:26 am UTC (link)
Слуш, чтобы добраться до этой легкости, надо сначала пять лет пробыть в таком кошмаре, что читать надо больше того, чем это возможно даже по времени. По три толстых книги в день. Это - филфак любого универа.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-30 11:36 am UTC (link)
Я знаю, что это филфак, благодарю ;)

(Reply to this) (Parent)


[info]lugi
2005-06-29 01:03 pm UTC (link)
...и всё равно о ней с таким теплом...

(Reply to this) (Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-29 03:54 pm UTC (link)
Мне сегодня сделали замечение, что я даже не стараюсь придумать имена. Ужас, ужас какой - я ведь и фамилию хотела приписать! :))
Вообще говоря, не сказать, что я к ней с теплом. Но действительно что-то сильно изменилось с тех времен.. Я бы очень хотела с ней встертиться, но вряд ли вообще увижу :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lugi
2005-06-30 04:22 am UTC (link)
отношение в самом деле меняется - острота обид уходит куда-то глубоко, пересматриваешь их и видишь, что некоторые вещи, мягко говоря, утратили остроту. И то, что казалось очень и очень обидным - лишь мелочи, теперь встречающиеся в жизни всё чаще. Мне тоже порой хотелось бы встретить тех людей и, более чем уверена, понять, что на самом деле это всё сущая ерунда...
а про имена... А кому лучше было бы, если бы рассказ был про Магандарену Калистратовну?! ;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-30 11:47 am UTC (link)
Я еще втайне лелеяла мысль, что кто-нибудь ее узнает в своих старых знакомых ;)

(Reply to this) (Parent)


[info]amdeluxe
2005-06-30 03:28 am UTC (link)
Интересная у тебя жизнь! А плюсиков можно и самой понаставить! :)

(Reply to this) (Thread)


[info]katastrofi4eski
2005-06-30 11:45 am UTC (link)
Она была интересной до какого=то момента. Точнее - до 16 лет. Потом - остановилась.
Понаставить самой.. это мысль :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]amdeluxe
2005-07-01 03:35 am UTC (link)
а кто же еще будет ставить нам плюсики, если не мы сами? ;)

У меня оч.хороший приятель говаривал: "сам себя не похвалишь - весь день ходишь, как оплеванный" :)))) ;)

(Reply to this) (Parent)

:)
[info]gelka
2005-06-30 07:37 am UTC (link)
Отличный пост. Я сразу вспоминаю свою учительницу по математике с 8 по 11 класс. До восьмого класса я математику просто не знала. Ни один учитель, а сменилось их несколько, не мог привить ни любви, ни хотя бы интереса к сему предмету.
Об этой учительнице ходили легенды. Не то что по школе - по городу! Рассказывали как она мучает детей, сколько человек ушло из школы из-за нее и прочее прочее. Совершенно душераздирающие вещи :) Что уж говорить - методы ее преподавания повергали в шок. Я совершенно не переношу когда на меня кричат. В общем, не сложились у нас отношения :) Я не буду в подробностях рассказывать, что происходило на уроках - это отдельный пост. Но слухи действительно себя подтверждали в какой-то степени. На ее уроках девченки ревели ревом, пацаны сидели притихшие, а тройкам за контрольные радовались как нобелевской премии. Собирались родительские, классные собрания, куча скандалов, слезы, обиды. В 10м классе я схлопотала двойку по геометрии за полугодие :) По многогранникам. Окружающие были повергнуты в шок. Да, я никогда не блистала знаниями по математике, но не до такой же степени.
В 11 классе мама настояла, чтобы я перешла в другую школу - волновалась за мой аттестат. Мегера могла поставить мне трояк, и такая перспектива маму совершенно не устраивала. Перейдя в другую школу, я всё поняла. Математичка там была очень слабая, и меня не взлюбила сразу. Тем не менее, ей пришлось поставить мне годовую пятерку по геометрии (можно было бы конечно и по алгебре, но это было вышее ее сил).
Черт возьми! Реальное положение дел прояснилось только на первом курсе института. По высшей математике я шла вперед программы, попутно решая кучу типовых расчетов и контрольных одногруппникам. Мне нравилась математика! За всеми слезами и истериками я совершенно не заметила, как у меня появился к ней интерес и, что самое главное, соответствующие знания и мышление. Неужели?...Да :) Это всё она.
Иногда, когда я встречаю свою учительницу математики на улице, я всегда громко и с улыбкой с ней здороваюсь. Что бы там ни было, я ей благодарна. Сейчас, когда я уже относительно взрослый человек, я понимаю, что всё было не зря по крайней мере. Отец удивляется и недоумевает. Говорит, что на моем месте он бы с ней даже не здоровался. А я ей благодарна. Как бы там ни было.
Что-то меня понесло =) Если кто дочитал, то спасибо за внимание.

(Reply to this) (Thread)

Re: :)
[info]katastrofi4eski
2005-06-30 11:43 am UTC (link)
Очень хорошо, что Вы это написали на самом деле. И Вам повезло, что, не взирая на крики и строгость, она Вам давала-таки знания.
У меня такая учительница была по химии. Единственная "химичка" на всю школу. А раз единственная - значит диктует правила.

Ругаться матом на уроках, ударить ребенка по голове, оскорбить родителей, устроить скандал на пустом месте - были ее каждодневными развлечениями. Какой-нибудь полной девочке она выговаривала, что та толстая корова, которая никому не нужна и так далее. Стоит ли говорить, что девочка могла потом неделями ходить с заплаканными глазами и годами - с комплексами.
В 10-11 классе химичка меня неожиданно полюбила. Перестала вызывать к доске, ставила, правда, 4-ки. Я расслабилась и увидела, что учит она неплохо. Но к тому времени у нас всех были нулевые знания и только зубрежка. Так что с химией не сложилось - я ее и по сей день ни капельки не знаю :)

(Reply to this) (Parent)


(49 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…